Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

10.08.2018 4:16

Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

Режиссером фильма "Мэг" является Джон Тертлтауб, известный сотрудничеством с Николасом Кейджем над двумя частями "Сокровища нации" и фильмом "Ученик чародея". Эти картины, отмеченные зрелищно головоломными, но совершенно несовместимыми с логикой сценарными кульбитами, в достаточной степени подготовили сознание режиссера к работе над "Мэг" — принципиально бессмысленной лентой про 25-метровую доисторическую акулу, которая кровожадно угрожает исследователям, обнаружившим ее где-то в глубинах Марианской впадины, а потом — и просто мирным курортным купальщикам.

Во время просмотра фильма возникает стойкое ощущение, что Джон Тертлтауб в полной мере осознавал тщетность всяких усилий рационализировать идеи четверки сценаристов, переработавших одноименный фантастический (и совсем немного научный) роман Стивена Олтена.

В итоге режиссер сконцентрировался на том, чтобы, оставив поиски ответов на вопросы "Зачем я это делаю?" и "Зачем это на экране делают персонажи?", максимально полно воплотить утвержденный сценарий.

Правило режиссуры №1 — отключить мозг

Визуальный результат этих трудов выглядит намного убедительнее, чем содержательный, особенно в 3D. В "Мэг" во всей живописной красе показаны и гигантское зубастое чудовище, и его подводные и надводные жертвы — касатки, батискафы, яхты, неповоротливые ученые, забывающие одевать в океане спасательный жилет, и даже один сумасбродный миллиардер (Рэйн Уилсон), который, собственно, на свою голову, и профинансировал исследовательскую операцию, выложив за нее ровно миллиард долларов (создание фильма обошлось дешевле, но не намного — в 150 млн. долларов).

Помогает Джону Тертлтаубу в работе над фильмом и опыт руководства Николасом Кейджем на съемочной площадке, которое, судя по его результатам, преимущественно заключалось в том, чтобы оставить Николаса Кейджа в покое и дать ему возможность остервенело делать на экране то, что его бурная творческая натура пожелает. При взаимодействии с Джейсоном Стейтемом, который исполнил в "Мэг" главную роль, режиссер избрал ту же манеру поведения, постаравшись ему чрезмерным вниманием не навредить.

Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

Эта стратегия режиссерского невмешательства вполне оправдывает себя, давая Джейсону Стейтему возможность бесконтрольно тиражировать прижившийся кинообраз крепкого немногословного бритоголового и одновременно небритого мужчины в самом расцвете сил и с хмурым взглядом, который решает любую проблему, будучи "крутым, но каким-то слишком депрессивным", как справедливо характеризуют героя с экрана.

В постоянном повторении уже сыгранных ролей британский актер, к слову, ведет себя практически так же, как Николас Кейдж, превративший игру в кино в своеобразный конвейер.

В маске и без

Правда, Николас Кейдж особенный — полысевший, с выразительными кубиками пресса, высеченными в мраморе волосатого живота, без малейших надежд получить "Оскар" за актерское мастерство и намного более эмоционально сдержанный.

В свое время Серджо Леоне говорил, что в Клинте Иствуде, игравшем в его спагетти-вестернах, его восхищало то, что у актера было всего два выражения лица — в шляпе и без шляпы. Джейсон Стейтем столь же многолик: его выражение лица меняется в зависимости от того, надел он очки для подводного плавания или нет.

А погружается под воду он часто, ведь играет высококлассного спасателя, который сперва вытягивает ученых с глубокого океанского дна, а потом берет на себя ответственное обязательство изничтожить вырвавшегося на волю монстра.

К слову, во время финальной схватки, мотивируя себя на победу над зубастым врагом, которого ни взрывчатка, ни ракеты не берут, решительный герой упоминает об эволюции. И "Мэг" убедительно доказывает, что высшей ступенью этой эволюции является именно Джейсон Стейтем.

Голливуд по китайскому заказу

Картину не могли экранизировать долгих 20 лет (после ее просмотра становится вполне очевидно почему), а в итоге сняли в копродукции США и Китая, в значительной степени ориентировав на масштабный азиатский кинорынок. Эта стратегия выразилась в том, что важную роль в истории стала играть группа китайских исследователей — пожилой океанолог (Уинстон Чао), его сверхактивная дочь (Ли Бинбин) и 8-летняя внучка, уста которой сеют зерна житейской мудрости, что для фильма, большинство персонажей которого — ученые, скорее проблема, чем комедийное достижение.

Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

Джейсон Стейтем как высшая ступень эволюции: о фильме "Мэг"

Художественные "тычки" технологии 4DX

В украинском прокате "Мэг" также демонстрируют в технологии 4DX. Она позволяет физически ощутить зрелищные события: кресла будут качаться вперед и назад, отражая погружение персонажей в воду и их подъем на поверхность, а в лицо в это время будет брызгать прохладная водичка, заставляя, хотя бы на короткий миг, отвлечься от фиксации несуразностей поведения действующих лиц.

Пожалуй, именно благодаря такой забывчивости (отвлеченности) и оказывается возможным получить удовольствие от просмотра картины. В каждой ее сцене, взятой в отдельности, можно найти яркий развлекательный потенциал — зрелищности, драмы, комедии и даже своеобразной небритой романтики. К сожалению, наслаждаться им можно лишь короткий миг — пока очередной болезненный сюжетный "тычок" не напомнит о плачевном художественном состоянии фильма вообще.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на biolineclub.ru в Telegram

Источник

Читайте также