NaukRoom: как создают бренд науки в Украине
Как и много других вещей в мире, а тем более людей, проект начался с секса. Осенью 2017 года двое друзей Алена Бабко и Александр Чагаев задались целью провести научно-популярную лекцию о сексуальной жизни. Для обоих это был больше side-проект: нравилось организовывать и хотелось попробовать создать что-то новое. Погуглили — подобных ивентов особо не было, конкуренции тоже. Сначала это казалось раскованным, потом — рискованным.
Бизнес в зачатке
Тема "Секс vs наука: кто сверху" была неоднозначной — либо вызовет фурор, либо люди постесняются и не придут. Был фурор. В тот вечер единственной проблемой организаторов оказалась нехватка стульев.
Казалось бы, после этого стоит продолжать делать ивенты о сексе, но ребята решили пойти дальше и организовывать лекции, где о трендовых темах рассказывали с точки зрения науки. Главное — говорить об этом максимально в бытовом ключе: понятно, с возможностью применить знания и качественно улучшить свою жизнь.
Название нового проекта родилось из трех составляющих — науки, Украины и внутреннего ощущения пространства. Этот сплав дистиллировался в NaukRoom.
"Мы познакомились с украинскими учеными и поняли, что они молодые, клевые, безумно умные и интереснейшие люди. До этого мы считали, что ученые — это толстые дядьки, которые сидят в НАН и ничего не делают, а на самом деле они создают удивительные проекты. Они известны за границей, а в своей стране мы их даже толком не знаем. Мы поняли, что можем соединить их возможности с нашими", — рассказывают о начале NaukRoom его основатели.
После первой лекции появилось понимание, что нужно прописать бизнес-план. Но времени на это не хватало, и Алена с Сашей решили, что лучше делать, чем долго думать. Организовали по две лекции в месяц, в общей сложности их было десять, и ушли на каникулы.
Переосмысление + перезагрузка
В новый бизнес-сезон NaukRoom вернулся с обновленным видением и прописанным планом. Решили сфокусироваться на ивентах, но теперь их будут проводить не по наитию, а с четкой последовательность и в одной локации. В идеале лекции станут тизером большого фестиваля в конце этого научного года. Как ключевые выделили три тематические направления — психология, биология, здоровый образ жизни.
Также хотят расширить аудиторию и выйти на ЦА детей и подростков, для которых будут проводить ивенты с интерактивными диджитал-активациями. Цель — рассказать, как избежать проблем со здоровьем в будущем и донести эти ценности родителям. Еще одно направление, которое уже успешно прошло тестовый режим — научно-популярные лекции для сотрудников компаний.
С выходом на корпоративный мир связано и главное изменение — переосмысление бизнес-модели в целом. Толчком к этому стала менторская сессия с Натальей Бондаренко, директором по корпоративным связям Philip Morris в Украине, в рамках проекта СТАЛО.
Если раньше организаторы зарабатывали на билетах, не выходили в ноль, но и не имели сверхприбыли, то сейчас они поняли, что можно найти компанию-партнера со схожими ценностями. В мире это распространенная практика, когда бизнес финансирует науку, в Украине — незанятая ниша и возможность. Схема win-win сработала бы для всех участников коллаборации: компания смогла бы реализовать свое спонсорство и КСО-проекты, закрепиться в умах клиентов как меценат и повысить узнаваемость бренда, а основатели NaukRoom — закрыть вопрос инвестиций в маркетинг и сосредоточиться на контенте. Появились бы возможности платить достойные гонорары спикерам и приглашать лекторов из-за границы.
Также в планах собственное СМИ и масштабирование проекта на другие украинские города. После первой лекции уже поступили приглашения в Харьков, Днепр и Львов, но это ощутимо увеличило бы статью расходов.
В чем устойчивость бизнес-решения?
Развитие науки в Украине и ее выход на международный уровень улучшит имидж страны, будет способствовать ее экономическому росту, усилит образованность населения, трудовой потенциал. Планируется, выступать своего рода HR-агентством, знакомить бизнес с учеными и помогать создавать общие проекты.
Посредник между учеными, компаниями и людьми
Для такого роста сейчас нужно 3-4 млн грн на год. Выйти на новый уровень, по оценкам основателей, они смогут за 3-5 лет.
"Мы тот бренд, который будет ассоциироваться у людей, не занимающихся наукой, с наукой. Мы станем медиатором между учеными и людьми, которые стремятся узнать новое", — визуализируют свое будущее Алена и Саша.
После выхода на желаемый уровень следующим шагом станет перевод научно-популярной литературы на украинский язык и издание украинских современных ученых, съемка короткометражных фильмов и работа по схеме HR-агентства, когда для проектов коммерческих компаний будут подбирать научные кадры.
С другой стороны, ребята не скрывают, что все может круто поменяться — от чего-то могут отказаться или возникнут новые идеи. Единственное, что не изменится, — это социальная составляющая и цель популяризации науки.
"Когда люди говорят: "Это просто жесть, я все время думал иначе", постоянно фоткают слайды, а потом идут и это обсуждают, мы понимаем, что донесли идею. Каждый ивент — это маленький взрыв в нашем мозгу, когда видим, что кто-то другой удивился так, как и мы в свое время", — говорят наукрумовцы о том, что ими движет.