По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"

26.10.2018 3:33

По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"

По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"По законам второго блина: об украинской романтической комедии "DZIDZIO Первый раз"

Сельский романс

Действие ленты происходит августовским летом в селе на Западной Украине. Сюда Дзидзьо приезжает из Львова, опоздав на самолет к матери в Португалию (в аэропорту краем глаза можно заметить рекламу концертного тура Дзидзьо, который проходит прямо сейчас, еще больше помогая "узнаванию" фильма; и это, пожалуй, намного более тонкий продакт плейсмент, чем комическое упоминание с экрана радио "Хит FM").

Оказавшись на малой родине, герой знакомится с сияющей уверенной американской улыбкой девушкой по имени Квитка (Анна Тихомирова) и ожидаемо стремительно проникается к ней светлым чувством. Романтический пунктир их отношений контрастно оттеняют эскапады соседа-ловеласа (Сергей Лыба), который пытается помочь герою лишиться девственности, и участие Дзидзьо в создании народного церковного хора (он всех убедил в том, что является знаменитым дирижером).

Работа над ошибками

Год назад украинские кинотеатры демонстрировали полнометражный актерский дебют Михаила Хомы — комедию "DZIDZIO Контрабас", режиссером котрой стал Олег Борщевский. Фильм, снятый в максимально сжатые сроки и за весьма скромные, по меркам кинопроизводства, средства (около 4–5 млн. грн.), стал одним из открытий 2017 года. За тринадцать недель проката его посмотрели почти 311 тысяч зрителей, а кассовые сборы составили 22,1 млн. грн.

С художественной точки зрения к ленте, впрочем, можно было высказать немало претензий. Безупречно в ней выглядел, пожалуй, лишь феноменально киногеничный и естественный Михаил Хома, который оправдывал и наиболее карикатурные ситуации, и некоторую несвязность сюжета.

Большинство из подобных недостатков "первого блина" в "DZIDZIO Первый раз" успешно устранены. А сам Михаил Хома, не расплескав актерского обаяния, стал сорежиссером фильма — вместе с Тарасом Дронем, который до этого уверенно заявил о себе короткометражными игровыми и документальными картинами.

Ненарочитая народность

"DZIDZIO Первый раз" уверенно следует универсальной жанровой тропой романтической комедии. На пути взаимной симпатии персонажей возникают неглубокие ухабы конфликтов, недопониманий и просто милых глупостей, которые герой должен преодолеть, изменившись к лучшему. Меняться должен именно Дзидзьо — улыбчивой девушке, в минимальной степени несовершенной, чтобы сохранять реалистичный человеческий облик, делать ничего не требуется.

Этот сценарный путь, дарующий зрителям комфортную уверенность в счастливом финале истории, оттеняет ненарочитая народность юмористического рассказа. "DZIDZIO Первый раз" стилизованно поднимается над украинской реальностью и в то же время — сохраняет с ней общую кровеносную систему.

Картина, сочетая показательную религиозность и хулиганскую сельскую дискотеку, любовь к родному краю и стремление работать за рубежом, пульсирует узнаваемыми отечественными ситуациями, смыслами и репликами. Последние особо удаются Дзидзьо, особенно когда он в кадре остается наедине с собой и со зрителями (его фразе "Америка — не Португалия", мог бы позавидовать Леонид Кучма, а логическому построению "Почему я ее не узнал? Потому что никогда не видел", возможно, и Аристотель).

Гэг вместо секса

Поскольку значительная часть фанатов Дзидзьо еще не достигла половой зрелости, чтобы в полной мере осознать драму отложенного "первого раза", фильм в меньшей степени говорит о сексе, и много — о любви. Хотя и сексу уделено место — благодаря образу соседа Дзидзьо, брутального сельского мачо, который предметно учит героя позиции "Трактор" и соблазняет женщин недвусмысленными разговорами про колбасу.

Но чаще юмор картины рождается все-таки "выше пояса", являясь зрителю анекдотами и комическими зарисовками, часть из которых существует сама по себе, не влияя на историю. Создавая их, авторы сценария Тарас Дронь, Сергей Лыба, Михаил Хома и Диана Юраш не боятся быть неоригинальными, почти по-детски шутя на темы пищевого отравления, давки в общественном транспорте, волосатых животов, грязных носков и попыток совладать с садовым шлангом (этот классический комедийный трюк "работает" со времен братьев Льюмьер).

Министерский хор и тифлокомментарий

Важную роль в создании атмосферы картины играет и музыка Романа Дудчика и Константина Сухоносова, прямолинейно направляющая зрительские эмоции в необходимое для сюжетных романтических "горок" русло. Оттеняет ее убедительное многоголосье сельского церковного хора и, собственно, песня в исполнении Дзидзьо с говорящим припевом "Любовь, любовь, любовь...".

Отмечу, что одного из звучных хористов сыграл заместитель министра культуры Юрий Рыбачук, которого герой заставляет целовать себе руки (в определенной степени, воплощая фантазии многих людей искусства об идеальном взаимодействии художника и власти). При этом сам фильм "DZIDZIO Первый раз" снят на частные средства (продюсеры — Анатолий Безух и Михаил Хома). Разве что Госкино поддержала кинопрокат картины.

Также, благодаря гранту Украинского культурного фонда в рамках проекта "Кино, доступное для незрячих людей", который проводит Юлия Сачук (общественная правозащитная организация "Fight for right"), фильм будет снабжен тифлокомментарием (закадровым описанием видеоряда для людей с нарушениями зрения) и субтитрами для людей с нарушениями слуха. "DZIDZIO Первый раз" станет второй украинской лентой с тифлокомментарием в нашем кинопрокате. Осенью 2014-го так демонстрировали "Поводыря" Олеся Санина. И это тот случай, когда вторым быть не менее почетно.

Источник

Читайте также